Июнь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
takru.com
WMlink

2.4.5 Шатунно-поршневая группа ( Поршневой палец )

Поршневой палец совершает вместе с поршнем возвратно­-поступательное движение . Поэтому для уменьшения веса и сле­довательно , сил инерции его делают пустотелым .

 Под действием газовой нагрузки и сил инерции поступательно-движущихся масс ( поршня и шатуна ) поршневой палец ра­ботает на изгиб и истирание . Работая при высокой температуре . Ударной нагрузке в мертвых точках и неблагоприятных условиях смазки , поршневой палец подвержен значительному истиранию . Удельные давления на трущейся поверхности поршневого пальца достигают 300 кг/см2 . Поэтому из соображений изгиба он должен иметь мягкую ( вязкую ) сердцевину , а в связи с условиями истирания — должен быть твердым с поверхности.

 Для получения твердой поверхности палец подвергают цемен­тации с последующей закалкой и низким отпуском . В этом случае его изготовляют из малоуглеродистой мягкой стали . В по­следних моделях автомобильных двигателей палец делают из стали 45 и поверхность его подвергают закалке токами высокой частоты . Глубина цементированного или закаленного слоя составляет 1,0—1,5 мм. Наружная поверхность пальца всегда точ­но шлифуется .

 Конструкция поршневого пальца зависит от сопряжения с поршнем и шатуном .

 В двигателе ЗИС-5 поршневой палец закреплен в верх­ней головке — шатуна ( верхняя головка разрезная , стянута болтом , стопорящим в то же время палец от бокового пере­мещения ). Вращение пальца происходит только в бобышках поршня .

 Этот способ крепления поршневого пальца имеет недостатки : болт , стягивающий верхнюю головку шатуна , под действием вы­сокой температуры пригорает ; конструкция неудобна в сборке и разборке .

 За исключением двигателя ЗИС-5 , все отечественные двига­тели имеют плавающие пальцы . Такой палец вращается как в верхней головке шатуна , так и в бобышках поршня ; боковое пе­ремещение пальца ограничивается пробками ( грибками ) из лег­ких сплавов , пружинным кольцом в верхней головке шатуна или пружинками в бобышках поршня .

 Крепление плавающего поршневого пальца с помощью пру­жинок в бобышках поршня является наилучшим и применяется у большинства современных двигателей . У двигателей ЯАЗ-204 и 206 он укрепляется в бобышках с помощью заглушек и пру­жинных колец . При плавающем пальце износу подвергаются тру­щиеся поверхности его не только в верхней головке шатуна , но и в бобышках поршня . При этом в бобышках алюминиевых поршней производят посадку пальца с натягом , разогрев пред­варительно поршень в горячей воде .

 При пальце , закрепленном в верхней головке шатуна , в бо­бышках чугунных поршней устанавливают бронзовые втулки . В алюминиевых поршнях втулок в бобышках не ставят .

 У некоторых автомобильных двигателей с верхним располо­жением клапанов поршневой палец установлен в поршне так , что центр его сдвинут от оси поршня в сторону на 2—3 мм. Это сделано из следующих соображений . Если двигатель имеет одно­стороннее расположение свечи ( сбоку камеры сгорания ) , то в момент начала сгорания давление на левую и правую половины днища поршня будет неодинаковым . Горение начинается у свечи . Половина днища , ближе лежащая к свече , испытывает большее давление , чём другая . Чтобы поршень не опрокидывался , центр поршневого пальца сдвигают от оси поршня в сторону свечи на 2 — 3 мм.

Комментарии закрыты.