Июнь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
takru.com
WMlink

2.8 Руление в критических ситуациях

Технику руления вообще , и особенно в критических ситу­ациях , можно назвать одним из « темных пятен » в подготовке водителей . Те знания и навыки , которые начинающий води­тель приобретает в автошколе , годятся лишь для медленной езды и элементарных маневров в спокойных условиях .

 Одним из основных приемов , которому в автошколах обу­чают начинающих водителей , является способ поворота и выравнивания управляемых колес попеременным рулением на боковом секторе рулевого колеса без перекрещивания рук . Этот прием спортсмены в шутку назвали « методом доения » или « тяни-толкай » .

СТАНДАРТНЫЙ СПОСОБ ПОВОРОТА РУЛЕВОГО КОЛЕСА БЕЗ СКРЕСТНЫХ ПЕРЕХВАТОВ

СТАНДАРТНЫЙ СПОСОБ ПОВОРОТА РУЛЕВОГО КОЛЕСА БЕЗ СКРЕСТНЫХ ПЕРЕХВАТОВ

- Способ , изучаемый в программах начальной подготовки , обеспечивающий маневры на

минимальной скорости движения .

- Для скоростных действий способ неприемлем , т. к. не использует физиологический потенциал рук и 50% действий выполняется « слабыми » группами мышц .

- Прослеживается психологическая несовместимость между конечным положением руля и положением управляемых колес ( водитель не может отследить угол поворота колес с помощью своих действий и ориентируется на поведение автомобиля ) .

- Способ порождает возможность самороспуска руля при выравнивании траектории .

- В критических ситуациях , связанных с потерей устойчивости ( занос , вращение и др. ) , при дефиците времени технология руления не может обеспечить необходимой скорости поворота руля на значительную амплитуду .

 И он-то как раз неприемлем и даже опасен для действий в критических ситуациях . Почему ? Можно назвать , по крайней мере , три причины :

 * выполняя серию перехватов при маневре , водитель полностью теряет контроль за конечным положением колес и испытывает трудности при выравнивании автомобиля ;

* при выполнении приема водитель применяет « тяну­щие » движения вниз одной рукой и « толкающие » вверх дру­гой . Первые из них слишком коротки по амплитуде , а вторые малоэффективны , т.к. выполняются слабыми мышцами ;

* прием « тяни-толкай » не может обеспечить быстрый поворот колес на большой угол , поэтому водитель оказывает­ся беззащитным при попадании в критические ситуации , осо­бенно при вращении автомобиля .

 Какими качествами можно охарактеризовать технологию руления , необходимую любому водителю для преодоления критических ситуаций ( потеря устойчивости или управляемо­сти автомобиля , выполнение маневров на высокой скорости или при движении на скользкой дороге ) ?

 Во-первых , это точность при повороте колес на задан­ный угол . Например , при вхождении в поворот на максималь­ной скорости важно в первой фазе установить угол поворота колес так , чтобы не доворачивать руль на дуге поворота . Это достаточно сложно даже для профессионала , потому что невозможно контролировать маневр зрением . Спортсмены заменяют зрительный контроль « мышечным чувством » рук ( запоминанием амплитуды движения , величины прилагаемо­го усилия ) . Особенно важна точность руления в ситуациях , связанных с боковым скольжением и вращением автомобиля . Неопытный водитель , попав в такое положение , интуитивно ищет правильное положение колес по поведению автомобиля . Но все его попытки обречены на провал , потому что контакт колес с дорогой утерян , реакции водителя хаотичны . Помочь в таких ситуациях могут лишь рефлекторные действия , отрабо­танные до автоматизма .

 Во-вторых , это быстрота руления . Быстрое руление по­может компенсировать допущенную ошибку и стабилизировать автомобиль при заносе любой амплитуды . Для поворота руля на максимальный угол спортсмены высшей квалифика­ции способны двумя руками попеременно сделать до 8 движе­ний в секунду ( ! ) , профессионалы до 4 движений . Водитель же , не имеющий специальной подготовки , может рассчи­тывать на одно или два движения в секунду , а этого явно недостаточно для выхода из опасной ситуации . К тому же его хаотичные действия лишь усугубляют положение . Например , попытка компенсировать недостаточную скорость рук ре­флекторным торможением чаще всего лишь переводит автомобиль в неуправляемое скольжение .

 В-третьих , это координация действий рук при рулении . У автогонщиков при любых экстренных маневрах руки рабо­тают согласовано , вместе или раздельно , помогают друг другу , способны как к плавным , так и к взрывным действиям . Это великолепный дуэт , умеющий не только рефлекторно реаги­ровать на ситуацию , но и импровизировать, творчески конст­руировать управляющие композиции в ответ на изменение внешних условий .

 Способности к координированной работе рук , к сожале­нию , не передаются по наследству и могут быть приобретены только при многократном повторении специальных учебных упражнений на тренажере , которые спортсмены охарактери­зовали как « физкультуру для рук » .

 Стихийное самообразование на дорогах , которым занима­ется большая часть водителей , копирование действий « умелых и бывалых » породило целую вереницу маленьких и больших ошибок . Эти ошибки , вначале не замечаемые , а по­том уже привычные , создали потенциально опасный стиль вождения . В спокойных условиях на небольшой скорости этот ; стиль почти ничем не угрожает самому водителю и окружа­ющим , но в сложных и критических ситуациях неизменно приближает его к аварии .

В арсенале автогонщиков-раллистов высшей квалифика­ции насчитывается 4 способа , от 8 до 12 приемов и 32 элемен­та руления , из которых складывается универсальная техника , позволяющая безошибочно управлять автомобилем в любых ;  условиях и ситуациях . Опыт этих спортсменов окажет нема­лую услугу обычному водителю , который управляет автомо­билем в самых разных условиях .

 

Комментарии закрыты.